Династия мастеров

Каково открыть первый в Казахстане музей прикладных искусств?

Интервью с Даулетом Шокпаровым

Время чтения: 8 минут 

Если выехать из окрестностей Алматы, то путь до села Акши занимает полтора часа по южному зною, ровно 73 километра. Уже не город, но еще не захолустье: вдоль всего маршрута мелькают заправочные станции, фермеры-реализаторы огородных товаров и сельские кафе как в дешевых вестернах. Стоит удушающая жара и висит марево над бетоном. Совсем скоро меж дикого карагача мелькает музей – первый и пока единственный в Казахстане по «прикладным искусствам», имени знаменитого казахского мастера ХХ века – Даркембая Шокпарулы.




О создании музея имени своего отца – мастера Даркембая – Даулет Шокпаров до сих пор вспоминает с теплотой, часто повторяет, что государство дало добро на его открытие, когда он уже потерял надежду.

«Я боялся сразу стать директором музея, казалось, что мало опыта. К тому же я не был финансово грамотным, однако вышло постановление на создание музея от акима области, затем района, и все завертелось. Целый месяц я потратил на изучение уставов других музеев, так как наш был первый нишевой по рукоделиям. Разумеется, ориентировались на Россию, у них же много таких маленьких, специализированных собраний экспонатов. В то время слова «налоговая, статуправление, печать, банки, юстиция» стали почти родными, настолько я углубился в кухню»

Даулет рассказывает, что для музея нужны были работники, деньги выделили всего на семерых, поэтому ему пришлось обучать своих односельчан, сегодня же большинство из них выпускники АГУ и КазНАИ им. Жургенова. К Даулету Шокпарову подмастерья приходят еще с тех времен, когда был жив отец. По примерным подсчетам их количество перевалило за сотню за двадцать лет.

«Более всего ко мне в ученики хотят попасть люди с ограниченными возможностями, но у меня здесь нет условий для проживания. Уже не раз говорю, что моя мечта – открыть школу. Знаете, как кэмпинг, чтобы 10-20 человек в год могли пожить в общежитиях, делать изделия, продавать их, а на эти деньги покупать еду, чтобы было самоокупаемо. Однако на строительство таких корпусов нужны деньги, которых у меня пока что нет»

Музей находится полностью на гособеспечении, поэтому Даулет не участвует в тендерах и не получает субсидии. По его мнению, ремесленники – творческие люди, которые не гонятся за деньгами, им важно созидание. Наследие отца и собственный талант позволяют Даулету выезжать за границу с экспонатами: он и его команда мастеров часто бывают в Москве, Петербурге, Бишкеке и в Ташкенте. Бывают уникальные поездки, например, в 2016 году арабы профинансировали ремесленникам со всего мира поездку в Абу-Даби на месяц, на фестиваль мастеров прикладного искусства.

«Больше всего запомнились мастер-классы африканцев, их плетения из растений, а также палестинцы, иранцы с поделками из серебра. Ковроткачеством удивили ближневосточные девушки, из-под их рук выходят безумно тонкие изделия, к тому же эти ковры были двусторонние. В свою очередь я показывал, как из заготовок кую именные браслеты за 10-15 минут. Разумеется, заграничные мастера пробовали повторить – не получалось. Все дело в многолетнем опыте и традициях работы с материалом. Опять-таки тот же торсык делаем мы и кыргызы, больше никто. Здесь еще играют роль обстоятельства жизни предков»

На самом деле пятнадцатиминутный показ – исключение, так как на подготовку одного изделия ручной работы уходит много времени. Например, как говорит мастер, деревянный сундук можно сколотить и за неделю, но за качество нельзя ручаться. В среднем для вещи «на века» ремесленники уделяют 2-3 месяца. Кауга (на фото слева, кожаное ведро, прим.авт.) и вовсе встречается редко, такую посуду делают как минимум несколько недель.

«Разные истории приключаются с нашей продукцией. Например, по наказу отца я сделал золоченое седло со всем необходимым для езды. Этот ер-токым так и стоял у нас в мастерской, пока однажды не забрел богатый мужчина. Кинул мне пачку в семь тысяч долларов, забрал на подарок, я потом на эти деньги за короткое время купил машину и женился. Другой случай был как раз в Эмиратах. К нам ежедневно приходила женщина, кажется, иорданка, и каждый раз покупала один торсык. День за днем, вроде штук 20 забрала. По итогу примелькалась, а мы у нее спрашиваем, чего это она набирает. Оказывается, у нее верблюжье хозяйство, в интернете прочла, что есть такой народ – казахи, что у них есть шубат и они хранят их в кожаной посуде. Мы объяснили, что это натуральное изделие, которое перед применением обязательно надо высушить, окурить и смазать конским жиром. В конечном итоге она у нас отоварилась на две тысячи долларов»

Спрос на элитарные сувенирные изделия в Казахстане не иссякает, однако в сельской местности, разумеется, это не актуально. По большей части люди приходят в мастерскую с бытовыми предметами: жестяные самовары, старые седла, ступья и прочее.

Даулет Шокпаров говорит, что не делает музыкальные инструменты вроде домбры, кобыза и т.д., не занимается их починкой и реставрацией, как отец. Однако из-под его руки выходит редкий подвид казахского барабана – ортеке. Это олень на веревке, конец которой вдевается незаметно в палец, тем самым заставляя его скакать на гулкой поверхности натянутой кожи. Причастность человека к этому действию скрывается с помощью игры на маленькой домбре - шинкилдеке (струнный музыкальный инструмент, прим.авт.), наш ответ гавайскому укулеле. Еще одна необычная вещь в коллекции Даулета – лавх, по-казахски – курси, который служил кочевникам подставкой для священной книги Коран.

Наша беседа проходит в мастерской при музее, так как в последнем идут ремонтные работы во время карантина. Повезло, говорит Даулет, что во время пандемии государство выделило средства: он их потратил на видеокамеры, которых отродясь не было, на побелку и новые витрины.

Мастерская при музее пропитана атмосферой казахского «икигаи» (японское понятие смысла жизни, прим.авт.). Потому что у Даулета и его мастеров схожая восточная философия: нахождение удовлетворения, ежедневная радость и осознанность в делах.

«Иногда всю ночь любуюсь своими поделками, это не самодовольство, а созидание. Поэтому, наверное, у нас есть довольно личные суеверия. Отец приучил всегда совершать омовение перед работой. Если дело не идет ни в какую, значит, заказчик капризный, надо отложить или переждать. У каждой вещи бывает свой покупатель, если не возьмет один, то суждено другому. Отец еще верил в святость вещей, дух предмета, по-казахски зовется «кие». Например, в музее раньше был кобыз одного шамана, который периодически начал ему сниться. Папа пришел к выводу, что вещь надо вернуть, однако страннее было то, что за инструментом без предупреждения приехали потомки того баксы (шаман с каз.яз., прим.авт.). Отдали без сомнений, значит, так надо было»

Ремесленники – хранители народных учений, их знания порой передаются поколениями. Однако, по словам Даулета, даже талантливым мастерам требуется академическое образование.

«Одно дело уметь ваять войлок, другое – чувство композиции, колорита. Нужно хотя бы уметь рисовать, потому что по-другому – это не искусство, а халтура»

К примеру, на Экспо-2017 поездку мастеров Алматинской области организовал именно Даулет Шокпаров. По его словам, удалось найти только 22 первоклассных ремесленника с области, для сравнения, из Алматы поехало 50. Даулет считает, что именно из-за такой градации уровней мастеров, в современном Казахстане нужны образованные ремесленники, чьи работы были бы более качественные, а самим мастерам не хватает конкурентоспособности и знаний о требованиях рынка и о самопродвижении.

«У нас на этот год было много планов, но пандемия все порушила. Должны были организовать Наурыз при посольстве в Лондоне, но, увы»

Сейчас Даулет Шокпаров занят тем, что буквально охраняет музей с сыном: опасается воров в кризис, поэтому обходит территорию по вечерам. Живет в доме, который построил рядом с работой. Вырезает седла из цельных деревьев, делает бесики (колыбели, прим.авт.). Отрекается от конкурсов на госгранты: ему хватает зарплаты. Составляет список областных мастеров, говорит, что Минкульт собирается заняться всеказахстанским реестром ремесленников. Преподает в вузе, ждет окончания сыновьями КазНАИ, чтобы обучить их семейному делу и секретам предков.

Главная