Лента новостей

Идеи на миллион

Как проект «Jastar business» научит молодежь зарабатывать первые деньги
Идеи на миллион
Фото: Фото из личного архива Алима Хамитова. 14.02.2019 20:32 7129

Каждый из нас когда-нибудь задумывался над тем чтобы начать свой бизнес. Однако, сделав небольшой расчет в голове, мы отбрасывали эту идею сославшись на отсутствие стартового капитала, опыта, риски или что-то еще. Но при этом, мы все чаще слышим об успешных стартапах с первоначальным вложением в несколько сотен долларов.

В республике стартовал проект «Jastar business», который как раз-таки должен вселить уверенность в начинающих предпринимателей и помочь им выбрать направление для своего бизнеса. Алим Хамитов директор «MOST Business Incubator», руководитель программы акселерации стартапов, в интервью порталу El.kz рассказал о проекте и о перспективах для его участников.

- Для чего запускается этот проект и что он дает молодежи?

- Проект будет длиться весь год. Он инициирован и будет реализовываться тремя сторонами: MOST Business Incubator, фондом «Citi» при Ситибанке, и организацией Международный молодежный бизнес (Youth Business International). MOST является аккредитованным челном этой международной сети и с ними мы уже на протяжении трех лет работаем по направлению развития программ наставничества для предпринимателей. Проект «Jastar business», состоит из четырех блоков. На данный момент мы проводим исследования, которые посвящены двум вопросам: вызовам, которые стоят перед молодежью при открытии своего бизнеса, то есть мы хотим услышать ее мнение о том насколько это легко, какие возникают проблемы. И вторая часть нашего исследования называется – «Инвестиционный климат», где мы хотим понять сколько у нас в стране стартапов, какие инвестиции они ищут, на каких условиях и т.д. и такого же характера у нас вопросы к инвесторам, на сколько они готовы инвестировать, сколько и на каких условиях. Также еще одна часть первого блока, это проведение мероприятий - Startup Weekend. Это все относится к первому блоку он будет проходить в Алматы и Астане.

Алим Хамитов во время встречи с начинающими предпринимателями.

Второй блок, мы его называем «Преакселерация», это предподготовка перед основной программой, когда молодые предприниматели, стартапы, получат серию консультаций, тренингов, вебинаров и доступ к онлайн школе нашего инкубатора. В онлайн школе есть курс, который называется «Как делать стартап» и «Как сделать IT-стартап».

Третий блок состоит из трехмесячной поддержки, обучения мы называем ее программой «Акселерации», она будет состоять из обучения и менторства.

И последний, четвертый блок, это программа опять же наставничества, когда мы на безвозмездной основе командам предоставим опытного бизнесмена-ментора, который в течение шести месяцев до окончания года будет сопровождать этот проект. И в конце года мы подведем итоги.

- Как будут проходить Startup Weekend, там будут решаться какие-то задания, кейсы?

- Формат проведения Startup Weekend, взят у наших партнеров, с которыми мы работаем на протяжении четырех лет, это один из самых крупных венчурных фондов называется он «TechStars». Этот фонд очень сильно фокусируется на развивающихся рынках таких как Казахстан. Формат включает в себя 54 часа работы со стартапами. Он начинается в пятницу вечером в 18.00 и заканчивается в воскресенье вечером, когда команды презентуют уже готовые прототипы своего бизнеса, то есть за это время они проходят путь от идеи до готового продукта. Программа состоит из менторской поддержки, мы приведем около десяти менторов, предпринимателей, инвесторов-практиков, образовательной, где мы разъясняем несколько тем, например, как монетизировать и упаковать проект, как строить бизнес-модель. И таких мероприятий мы проведем четыре, следующее у нас будет уже 22-24 февраля в Астане.

- Как можно подготовиться к участию, может будут проводятся какие-то тренинги?

- На днях мы уже сделали анонс программы. Мы не проводили обычной пресс-конференции, а дали два мастер-класса от наших партнеров. Один мастер-класс был посвящен тому как выбрать нишу, а второй тому, что такое «прототип», то есть, если есть идея, то как ее можно заранее проверить, не создавая полноценный бизнес.

На презентации проекта «Jastar business» в Алматы.

В принципе, у нас формат работы такой, человек может прийти без идеи, но он может рассказать о себе перед публикой и присоединиться к другом стартапу, или прийти с идеей и найти себе здесь же разработчика или маркетолога. Кстати, у нас так часто происходит.

 

- Кто может участвовать в проекте «Jastar business», и есть ли ограничения по возрасту?

- Конечно, мы говорим о молодежном предпринимательстве, но у нес нет четких возрастных ограничений. И когда мы говорим о молодых предпринимателях, у нас есть ожидания, что это не возраст, а человека, который впервые решил открыть свой бизнес. Поэтому мы сейчас открыты для всех. Единственное, есть ожидания о тех участников, которые к нам подадут заявку на акселерацию, мы хотим, чтобы это была в первую очередь команда, а не один человек. Ведь мы знаем, что строить бизнес одному тяжело и, если мы будем работать с одним предпринимателем у него просто не хватит на все времени. Также важно, чтобы у команды было понимание концепции бизнеса, которым она будет заниматься и должен быть определенный прототип стартапа на руках. И еще у команды должна быть хотя бы гипотеза как зарабатывать на своем деле, другими словами бизнес-модель.

- Значит к вам могут прийти со своим стартапом школьники?

- Да, могут. В общем к нам часто приходят со своими идеями именно школьники старших классов.

- А как подать заявку на участие в проекте «Jastar business»?

- У нас есть сайт: jastarbusiness.kz, на нем сейчас открыта регистрация на наше ближайшее мероприятие. А в конце марта, или в апреле уже будет открыта регистрация на саму программу. То есть, мы наберем участников на мероприятии, а в апреле все желающие смогут подать свои заявки, среди которых мы отберем подходящие и пригласим на участие в программе.

- Какие идеи стартапов для вас и для инвесторов являются наиболее интересными и перспективными?

- Если смотреть со стороны нашего инкубатора, то есть приоритетные направления, которые нам интересны: это финансовые технологии (FinTech), технологии в страховании (InsurTech), сфера технологий в образовании (EdTech), у нас есть стартапы в этой сфере в которые мы уже инвестировали, нам также интересны стартапы которые работают в направлении Data Science, это работа с большими данными и аналитика. В прошлом году мы совместно с UNICEF запустили Data Science Hub, который занимается поиском и созданием инновационных молодежных проектов. Также нам интересны направления в области логистики. Но в рамках проекта «Jastar business» не будет определённых, строгих направлений, так как он направлен на развитие молодежного предпринимательства как такового. В первую очередь, при отборе стартапов, мы будем смотреть на актуальность проблемы которую он решает, на компетентность команды и на перспективы масштабирования этого проекта в будущем, сперва в стране, потом и по всему миру. Все-таки у команды должны быть амбиции строить глобальный бизнес.

- Кто будет спонсировать подходящие стартапы, есть ли список бизнес-ангелов или в роли инвесторов могут выступить те же менторы?

- Могут быть и менторы. Мы всегда стараемся делать так чтобы в состав менторов входили и практикующие предприниматели, и люди, которые пока не позиционируют себя как инвесторы, но могут профинансировать стартап, обязательно наши партнеры в данном случае «Ситибанк», это люди с большим корпоративным опытом, которые подскажут командам как строить «Бизнес для бизнеса» («B2B»). У команд сейчас будут возможность пройти конкурс и поучаствовать в нашей программе акселерации. Наш инкубатор в прошлом году попал в тройку лучших бизнес-акселераторов страны. К тому же будут разыгрываться гранты для стартапов до 50 миллионов тенге на проект, но есть одно из условий, - стартап, который претендует на грант должен быть резидентом инкубатора, то есть пройти у нас обучающую или менторскую программу. Получается, что ребята смогут получить знания и в перспективе - финансовую поддержку.

- Если говорить об инвестициях, то какую сумму финансирования могут получить стартапы участвующие в проекте «Jastar business»?

- Подчеркну, что мы больше фанаты нефинансовой поддержки, потому что мы знаем, что такое, когда достаются просто гранты и это приводит к иждивенчеству по схеме: «Я знаю где найти деньги, но не умею зарабатывать». Стартап, например, может 3 миллиона тенге получить от партнеров, но это не значит, что команда умеет зарабатывать. Поэтому мы больше вкладываемся в знания, даем компетенции, и даем возможность «поднять» первый капитал. В зависимости от того чем занимается стартап, ему могут выдаваться гранты от 1 до 3 миллионов. Это дается для того чтобы команда смогла проверить свои гипотезы, просуществовать и начать зарабатывать самое главное.

- На ваш взгляд сколько нужно времени чтобы раскрутить молодежный стартап в Казахстане, чтобы он мог окупиться? Конечно, конкретно на этот вопрос ответить сложно, но может все-таки существуют какие-то временные рамки?

- Действительно точного ответа по времени я не дам. Но есть один совет всем – любому стартапу нужно двигаться очень быстро. Многим молодым предпринимателям кажется, что нужно в начале написать бизнес-план, потом найти инвестора и только после начинать бизнес или снимать офис, но всего этого делать не нужно. Можно работать с кухни, и я бы посоветовал командам научиться четко ставить цели, гипотезы и проблемы, и сразу проверять их на практике. В качестве примера я часто привожу, что у проекта может быть IT-идея, но ее можно проверить, не имея IT-решения. Самый наглядный кейс: ребята решили заниматься доставкой еды. В идеале они хотели сделать для этого интернет-платформу, коду люди заходят и онлайн собирают свою продуктовую корзину. С первого взгляда кажется, что нужно быстро сделать платформу и пойти договариваться с магазинами, но на самом деле это не так. Есть реальный случай, когда ребята сперва пошли в один из супермаркетов, где подходили к покупателям на кассе и предлагали, доставлять эти же продукты, что были в чеках людей, с небольшой наценкой за свои услуги. Следовательно, покупатель, который выбрал бы такую услугу, больше не ходил в магазины и не простаивал в очередях. Так ребята нашли несколько клиентов и начали доставку продуктов на дом, при этом собирая предложения и пожелания клиентов об услуге. И наступил момент, когда ребята начали не успевать с доставкой, что четко говорило о том, что клиенты готовы платить за эту услугу, что есть спрос, тогда они пошли искать гранатовые средства. То есть у них появилось четкое понимание о каких суммах идет речь, и что им на самом деле нужно делать. Самое главное ребята проверили свою гипотезу что есть «боль», то есть спрос. В итоге они нашли средства и сделали платформу.

- Алим, расскажите подробнее об бизнес-инкубаторе MOST.

- Мы первый частный инкубатор в Казахстане, компании уже 8 лет. Мы занимаемся четырьмя направлениями. Первое: развитие стартап-экосистемы в целом в Казахстане и в регионе. Мы не фокусируемся только на стране, мы смотрим на Центральную Азию как минимум. Мы стараемся быть такой площадкой на которой встречаются предприниматели, корпорации и государство. Мы это делаем через различные мероприятия, хакатоны, стартап-выходные, бизнес-вторники и т.д. Второе направление, это комплексная поддержка предпринимателей через инкубацию и акселерацию, это трехмесячные программы (от идеи до первых продаж, или от продаж до масштабирования), которые мы делам два раза в год. Третье, - это образование, мы очень плотно работаем с университетами и сейчас мы хотим построить сеть нашего акселератора по всей стране, у нас уже есть принтеры в каждом крупном городе Казахстана, и мы с ними делимся наработанными инструментами и методологией. Четвертое направление - корпоративные инновации. Мы знаем, что сегодня в Казахстане очень сложно строить бизнес «B2C» то есть «Бизнес для Потребителя», так как пока не такое больше населения, только развивается электронная торговля и ритейл, поэтому мы верим, что наш корпоративный рынок, который достаточно развит, он может работать со стартапами и делать так называемые открытие инновации, вместе строить компании, покупать продукт друг у друга.

- Большое спасибо за интервью!

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!